Развитие спутниковых технологий и новая регуляторика: как изменится индийский космический рынок после допуска на него частных игроков

SIA India — некоммерческая организация, объединяющая основных игроков космической индустрии Индии. Она стремится представлять ее интересы перед политическими и экономическими структурами страны, а также перед международными организациями. Летом SIA провела Индийский космический конгресс (ISC 2025), на котором обсуждались самые актуальные для местной отрасли темы, и в первую очередь — вопросы развития спутниковой связи. О чем договорились — в материале SATCOMRUS.
Новая политика
Основной вопрос, который сегодня решает индийская регуляторика — допуск к рынку частных компаний, в том числе иностранных. До недавнего времени космическая деятельность находилась в ведении ISRO (Indian Space Research Organisation), которая по сути и была единственным игроком в стране. Большинство нормативных актов были связаны с государственной сферой деятельности. С 2020 г. правительство начало разрабатывать новую политику: в частности, для координации и управления проектами был создан InSpace — Национальный центр содействия и регулирования космической деятельности, в рамках которого были представлены новые нормы, регламенты и руководство по их внедрению.
В условиях новой политики для частного сектора были открыты новые виды работ, таких как производство, запуск и эксплуатация КА, а также ракет-носителей. Введен принцип одного окна, организованы интернет-порталы для оформления заявок и документов. С 2024 г. зарубежные инвесторы могут участвовать в индийских спутниковых компаниях с 100% долей.
При этом регуляторика в Индии медленная. Легализация низкоорбитальной (НОО) системы может не успеть до конца срока ее эксплуатации, и придется уже начинать легализацию системы следующего поколения. Но политика реформируется, и это должно решить проблему.
Регулирование и первые зарубежные игроки
С 2023 г. законы новой космической политики Индии вступили в силу. В первую очередь это касалось спутниковой емкости. Ранее на внутреннем рынке она распространялась только через профильный департамент (DoS), который требовал приоритетного использования индийской емкости. Теперь провайдер общается с оператором, и бремя получения разрешений лежит на операторах аппаратов.
Оператор Thaicom первым начал эксплуатировать в Индии спутник высокой пропускной способности (HTS) IPSTAR в 2010 году. Сегодня, благодаря в том числе новой космической политике, оператор согласовал еще три HTS, которые будут обслуживать также территорию субконтинента. Общая пропускная способность в стране увеличится на 50-60 Гбит/с. Это даст возможность предоставлять ШПД в удаленных регионах Индии с мегабитными и гигабитными тарифами. Таким образом, новые правила способствуют подключению неподключенных.
Однако, операторов ставят в довольно жесткие рамки, и их работа будет строго контролироваться регулятором. Так, в случае возбуждения уголовного дела против компании, руководства или сотрудников, предприятие должно уведомить соответствующую государственную структуру. И в этом случае регулятор сохраняет право аннулировать лицензию. Кроме этого, оператор не может просто закрыть услугу без уведомления правительства: причины должны быть убедительными и обоснованными. Власти могут аннулировать лицензию из-за чрезвычайного положения или нарушения правил. В случае законного расторжения лицензии правительство не несет ответственности за убытки компании.
Часть спектра отдадут частным игрокам
Получение права на использование орбитально-частотного ресурса — длительная процедура, которая может занять 8-9 лет, поэтому заявки могут быть отклонены или отозваны до достижения согласования. Передача некоторых заявок частным операторам может, во-первых, эти заявки спасти, в во-вторых, стимулировать рост индустрии спутниковой связи. Правительство и другие операторы не планируют занимать все перспективные области, оставляя пространство для частного сектора.
Регулятор TRAI в мае представил рекомендации Департаменту телекоммуникаций (DoT) по ценообразованию за спектр, предназначенный для спутникового интернет-доступа — 4% от годового дохода. Минимальная годовая плата 3500 рупий (ок. $40) за МГц, на одного абонента – ок. 500 рупий (чуть более $5,5). Что интересно: за услуги в сельской местности дополнительная пошлина взиматься не будет: видимо регулятор сильно заинтересован в подключении удаленных районов. Принятие прозрачных правил распределения частот поможет разрешить спор по распределению частот между SpaceX и местными сотовыми операторами, а также даст возможность сервису спутникового ШПД Starlink выйти на индийский рынок.
Государственная поддержка и защита национальных интересов
Процесс либерализации космической политики сталкивается с необходимостью защиты национальных интересов. Именно отсутствие опыта в решении таких противоречий стало причиной краха попытки подобной реформы в начале 2000-х гг.
На всех панельных дискуссиях Конгресса очень много говорили о безопасности, суверенитете данных и контроле над сетями и трафиком. Именно вопрос безопасности становится сегодня главным препятствием к допуску на индийский рынок глобальных НОО-систем. И ровно такой же вопрос возник во время обсуждения перспектив систем D2D. Причем, эта проблематика актуальна не только для Индии, но и для других стран региона, например, Индонезии. Тем не менее, провести цифровую революцию без участия международных компаний невозможно, предоставить жителям удаленных деревень высокоскоростной интернет-доступ с малой задержкой — тоже. Поэтому участники Конгресса сошлись на том, что, так или иначе, это противоречие требует решения.
Так как сегодня сатком — это индустрия, где руководит не предложение, а спрос, государственная политика должна способствовать его росту. Правительству необходимо поддерживать поставщиков спутниковых услуг и при помощи спецпрограмм формировать спрос, особенно в сельских районах с неразвитой инфокоммуникационной инфраструктурой.
Процесс распределения спектра обязан учитывать национальные интересы и балансировать между различными типами систем — ГСО, НГСО. Кроме этого нужно контролировать деятельность новых операторов. Объективность процесса распределения спектра должна сохраняться для всех операторов, включая иностранных.
Для контроля за использованием частот, исследования и устранения помех, решения спорных вопросов по применению орбитально-частотного ресурса, для помощи в согласовании и координации спектра правительство планирует создать в Индии центр спутникового мониторинга.
Интеграция спутниковых технологий и экосистемы 5G
Космические технологии дают возможность распространить охват сетей 5G на те регионы, где постройка вышек экономически не оправдана. То, что спутник актуален для современного телекома, демонстрирует тот факт, что на прошедшей Всемирной радиоконференции он был одной из самых важных тем для обсуждения. Больше половины планируемой повестки дня ВКР-27 ориентировано на аппараты и связанные с ними вопросы, в первую очередь — распределения спектра и стандартизации услуг в рамках 3GPP. Индии предстоит решить множество задач: например, на сегодня в стране не существует правил использования спутникового телефона. Важно не повторить ошибку мобильной связи, когда технологии 3G развивались параллельно в разных стандартах, и идти исключительно в рамках 3GPP.
Мультиорбитальные сервисы – второй важный тренд наравне со стандартизацией. Эксперимент с индийскими геостационарными КА и низкоорбитальной системой OneWeb показал перспективность многоорбитальных проектов в стране. Однако регулятору предстоит тщательно разобраться с вопросами суверенитета и национальной безопасности. Полный контроль над сетями и над индустрией в целом входит в противоречие с допуском иностранных инвестиций на внутренний рынок. Его так или иначе необходимо решить, потому что в ином случае государство не сможет в одиночку финансировать цифровую революцию.
Классика всегда в цене
Пока не завершены дискуссии о стандартизации и интеграции, а также о допуске на рынок мультиорбитальных игроков и НОО-систем, можно вспомнить о классической VSAT-технологии.
В Индии сегодня работает немало надежных VSAT-поставщиков, и нужно, не дожидаясь принятия 17 релиза и решения прочих актуальных вопросов регуляторики, дать возможность этим провайдерам подключить удаленные регионы. Но для этого правительству потребуется создать условия для продвижения VSAT.
Прямая связь с устройством (D2D) и межмашинная связь (M2M)
D2D и M2M сначала будет нишевой услугой: оборона, работа в зоне ЧП, глобальная логистика и пр. Спектр — главная проблема D2D, инвестиции в этот сектор пойдут сразу же, как оператор решит эту проблему. Есть два пути: использовать спектр мобильной сети и тот, что выделен для MSS. В рамках первой модели могут возникнуть сложности с роумингом и дополнительными сервисами (тем же IoT). Главный фактор развития обеих технологий — стандартизация и интеграция в рамках 3GPP в общую экосистему 5G.
Сложность монетизации же заключается в том, что у людей, избалованных хорошим наземным мобильным интернет-доступом, сильно завышены требования, и будет трудно убедить их платить за узкополосные сервисы. При этом затраты на спутниковые системы велики. С другой стороны, снижается влияние на общую стоимость радиочастотных компонентов для потребительских устройств. Чем дальше, тем большее число телефонов будет поддерживать работу в нескольких спектрах, доступных и для D2D, и для M2M. Растут затраты на комплексное обслуживание системы и платформы, но при этом более активное использование облачных технологий и ИИ для управления этот рост компенсируют.
Главной технической проблемой являются ограничения мощности потребительских устройств. Нормативные трудности связаны с контролем правительства над передачей данных.
Обеспечение устойчивости космической деятельности
Проблема орбитального мусора не менее важна, чем изменение климата. Потери в космосе могут быть огромными, включая связь, навигацию, борьбу со стихийными бедствиями и наблюдение за Землей.
Директор Управления ООН по вопросам космического пространства (UNOOSA) Аарти Хола-Майни отметила отсутствие конкретных решений и действий в этой сфере, несмотря на постоянные обсуждения. В 2019 г. COPUOS (Комитет по использованию космоса в мирных целях) принял руководящие принципы долгосрочного устойчивого развития, но они выполняются плохо и на нерегулярной основе. Поэтому UNOOSA проводит мероприятия, направленные на стимулирование обмена информацией между операторами для улучшения управления внеземным пространством. Координация космического движения требует улучшения обмена данными на глобальном уровне, и группа экспертов уже работает над этим. Индия добилась впечатляющих успехов в космосе и от нее ждут реальных действий в области устойчивости и работы в рамках принципов, установленных COPUOS.
10/09/2025 Аналитика