Гибридные сети, интернет в воздухе и задачи для ИИ: перспективные тренды в отрасли космической связи

Гибридные сети, интернет в воздухе и задачи для ИИ: перспективные тренды в отрасли космической связи

Индустрия космических телекоммуникаций переживает серьезные изменения: по мере того, как наземные и неназемные сети объединяются в единую структуру, набирающий силу запрос на многоорбитальные решения и совместимость поставщиков услуг (так называемые мультивендорные системы) заметно меняет ситуацию в отрасли. Подробнее – в материале SATCOMRUS.

Изменения с приставкой «много–»

Опция совместимости поставщиков – давно обсуждаемая в отрасли тема. Долгое время преобладали патентованные ПО и изолированные спутниковые архитектуры, которые, несмотря на свою эффективность в прошлом, уже не успевают за стремительным развитием технологий и растущим спросом на гибкость.

Вице-президент ведущего глобального поставщика спутниковых решений ST Engineering iDirect Шраван Кумар Гаддам в интервью Via Satellite отмечал, что компания уже получает официальные запросы от стратегических партнеров на разделение пользовательского оборудования и наземного сегмента, чтобы один вендор мог обеспечивать мощности для клиентских устройств, а другой – работу наземного узла. «Это означает, что возможность гибкого комбинирования поставщиков становится приоритетом. Как только технология 5G NTN получит более широкое распространение, мультивендорные экосистемы начнут развиваться, и первые шаги в этом направлении видны уже сейчас», – прокомментировал он.

Ранее в сентябре 2025 г. ST Engineering iDirect объявила о достижении важного рубежа в рамках проекта интеграции наземной инфраструктуры с 5G Core с помощью шлюза межсетевого взаимодействия (Interworking Gateway Function). Этот этап доказал возможность взаимодействия группировки спутников и экосистемы 5G с полной совместимостью с 3GPP стандартами. Кроме того, была продемонстрирована реализация роуминга между операторами – важный аспект расширения зон покрытия и освоения новых рынков. При этом пользователи получат непрерывное соединение высокого качества и бесперебойный доступ к приложениям. 

«Наша цель – создать единую, взаимосовместимую структуру космической связи. Мы обеспечиваем плавный переход между наземными и неназемными системами, позволяя клиентам сохранить существующие инвестиции, и одновременно двигаемся к созданию современной масштабируемой сети следующего поколения на базе 5G NTN», – заявил технический директор ST Engineering iDirect Шридхар Куппанна.

В гонке за качеством услуг и комфортом для пользователей 

По словам президента подразделения космических коммуникаций американской компании Comtech Дэниела Гизинского, нынешнее развитие индустрии напомнило игрокам рынка о важности общего опыта пользователей, а не только уровня предоставляемых услуг. Они активно интегрирует аппараты в экосистему 5G. Операторы стремятся поддержать новые стандарты D2D, обеспечивая таким образом лучшее качество обслуживания конечных пользователей.

Связь наиболее ценна там, где она в меньшей степени доступна. Люди ожидают, что телефоны будут «просто работать». И современные технологии отвечают на этот запрос простой идеей: сохранить 5G в нынешнем виде и добавить доступ с неба. Т.е. мобильные устройства не становятся спутниковыми, но они могут получать сигнал через космический аппарат вместо сотовой вышки.

При этом, как минимум, три жизненно важных потребности оказываются покрыты: передача экстренных сообщений в случаях, когда штормы или пожары выводят из строя наземное оборудование, морское и авиационное покрытие для поддержания связи между экипажами, пассажирами и грузами, масштабный IoT для отслеживания активов, мониторинга окружающей среды и контроля инфраструктуры на больших, пустынных территориях. 

В начале ноября Европейское космическое агентство (ESA) совместно с партнерами Airbus Defence and Space и Eutelsat сообщили об успешной демонстрации работы сети 5G через спутники OneWeb. Тест подтвердил потенциал низкоорбитальных КА в расширении возможностей подключения к интернету и поддержки современных приложений для, в том числе, автономных транспортных средств и удаленной телеметрии. «Этот опыт сделал нас первым спутниковым оператором, испытавшим NTN широкополосного доступа через КА на НОО», – отметил Даниэле Финоччиаро, глава отдела исследований и разработок в области телекоммуникаций и проектов Eutelsat.

Ранее, в июне 2025 г., Сингапурский университет технологии и дизайна (SUTD), оператор SKY Perfect JSAT, поставщик услуг TMY Technology, а также технологические компании Rohde & Schwarz и VIAVI Solutions провели демонстрацию совместного решения 5G неназемных сетей (NTN) для мобильного подключения в удаленных регионах. Им удалось передать сигнал 5G с коммуникативного устройства в Сингапуре на геостационарный КА, управляемый японской JSAT. Сигнал затем перенаправлялся с аппарата на станцию JSAT в Японии, которая, в свою очередь, была связана с базовой станцией 5G и эмулятором ядра 5G. Демонстрация закладывает основу для дальнейшего использования средних и низких орбит, а также для появления гибридных услуг в будущих системах 6G для достижения глобального покрытия и устойчивого подключения. 

Это сотрудничество – один из первых в мире примеров интеграции электронной направляемой антенны (ESA) для соединения неназемной сети 5G (NTN) и геостационарного спутника, что позволяет сделать технологию NTN более подходящей для морской отрасли и автономных транспортных средств.

Интернет на борту: имидж авиакомпании и комфорт пассажиров

В последнее время подключение  в самолете (In-flight Connectivity) стало важнейшим элементом удобства для клиентов, превратившись в ключевую составляющую бизнеса авиаперевозчиков. Связь на борту активно развивается благодаря новым космическим технологиям и гибридным моделям доставки интернета. Например, Intelsat, один из ключевых игроков в секторе In-flight Connectivity, предлагает гибкие модели обслуживания, сочетающие услуги с геостационарной и низкой орбит. Применение электроуправляемых антенн, созданных Intelsat, обеспечивает быстрое переключение между аппаратами, гарантируя стабильное соединение в движении.

Оператор SES при этом управляет одной из крупнейших спутниковых сетей в мире, обслуживающей более 3 тыс. самолетов и 30 авиакомпаний. Вице-президент SES Энрике Вильясеньор указывает, что гибкость предлагаемых вариантов связи – как в диапазонах Ku, так и Ka – через несколько орбит позволяет авиаперевозчикам сделать лучший выбор для своих маршрутов и пассажиров. 

Ожидается дальнейший рост конкуренции в данном секторе между крупными операторами, такими как Starlink, Viasat, SES и Intelsat, стремящимися предложить наиболее привлекательное решение для всех сторон.

Космос и море: от аналоговых технологий к цифровым

Результатом стратегического партнерства группы IEC Telecom и Thales стало появление  оборудования WaveLINKдля морских коммуникаций, гарантирующего надежное соединение в диапазоне L. Новый модуль GMDSS (Global Maritime Distress and Safety System) формирует сервис, призванный обеспечить надежность и превосходство в море.

Наличие комплексной системы безопасности и реагирования на чрезвычайные ситуации является необходимым условием для maritime-услуг как с юридической, так и с практической точки зрения. Согласно Конвенции Международной морской организации (IMO), грузовые суда водоизмещением более 300 брутто-тонн и пассажирские судна, совершающие международные рейсы, обязательно должны быть оснащены одобренным оборудованием GMDSS, объединяющим спутниковые и наземные сети.

Решение, предложенное Thales, способно предоставлять широкополосный доступ и сетевые услуги, а также ускоряет обмен данными между кораблями и берегом. В целом, по оценкам экспертов, европейский рынок сервисов морской безопасности, стимулированный цифровизацией и широким внедрением спутниковых технологий, удвоится с $9,4 млрд в 2024 г. до $19,8 млрд к 2035 г.

ИИ на службе саткома 

Одна из главных тем любой космической конференции сегодня – влияние искусственного интеллекта на компании с точки зрения повышения эффективности и вывода инноваций на рынок. Для саткома ИИрассматривается в качестве ключевого фактора конкурентоспособности и инноваций в эпоху быстрого роста группировок и возрастающей потребности в устойчивых и эффективных системах.

Эксперты отмечают важность ИИ для обеспечения устойчивых операций на орбите: оптимизации маршрутов КА, сокращения риска столкновений в условиях стремительного увеличения числа низколетов и продления срока службы аппаратов путем раннего обнаружения их износа. 

«Сегодня мы используем ИИ для анализа больших объемов геоданных, которые невозможно обработать вручную. Это позволяет быстро давать рекомендации в области обороны, безопасности, планирования городов и устойчивого развития», – поясняет Прашант Марпу, технический директор эмиратского активно развивающегося игрока на рынке Space42.

Компании Nokia и Rohde & Schwarz объявили о сотрудничестве в области развития искусственного интеллекта для приема сигналов 6G. Этот проект направлен на создание передового приемника, использующего возможности обучения ИИ для улучшения качества сигнала и повышения эффективности обработки данных. «Перед развертыванием 6G возникает проблема ограниченного покрытия, обусловленного особенностями высокочастотного спектра. Обычно для ее устранения приходится строить плотные сети с большим числом точек доступа. Но благодаря увеличению покрытия приемников 6G с помощью ИИ, мы сможем развернуть инфраструктуру 6G поверх наших существующих сетей 5G», – пояснил Петер Веттер, президент подразделения Core Research лаборатории Bell Labs в Nokia.


26/11/2025 Аналитика
Подпишитесь на рассылку новостей индустрии
Или следите за новостями в telegram

Заявка успешно оформлена!

Пользователь успешно зарегистрирован!
Ничего не найдено