Госзаказ, тяжелые носители и спутник как софт: новые ориентиры спутниковой индустрии обсудили на World Satellite Business Week 2025
Недавно в Париже прошло одно из наиболее значимых мероприятий спутниковой отрасли – World Satellite Business Week (WSBW), на котором эксперты обозначили основные тренды развития индустрии. Как государственный заказ становится основным драйвером роста, новые ракеты могут снизить цены и увеличить частоту запусков, а стартапы-разработчики – сломать старые представления о стоимости и сроках изготовления космических аппаратов – в материале SATCOMRUS.
Госзаказ и суверенная связь – главные точки развития саткома
Сегодня рынок не позволяет операторам использовать отработанные десятилетиями бизнес-схемы: приходится адаптироваться под меняющиеся условия. И в первую очередь это касается конкуренции и сотрудничества геостационарных и низкоорбитальных систем, новых рынков и услуг.
Главное, о чем чуть ли не в один голос говорили руководители глобальных спутниковых компаний – это государственный заказ. Именно он станет наиболее существенным фактором роста саткома в ближайшее время. Операторы даже не предполагали, что спрос в этой области может стать настолько высоким. И если рынок B2G США и союзников компаниям достаточно понятен, то в других регионах есть свои особенности: многие государства выступают за суверенную связь.
Национальные операторы, не доверяя критические сервисы международным игрокам и стремясь обеспечить независимость, строят собственные системы на ГСО. Но при этом никто из глобальных операторов эти рынки упускать не хочет: они рассчитывают в первую очередь на то, что даже в рамках суверенной сети национальные операторы и силовые структуры будут нуждаться в мультиорбитальных услугах. Вторым, в частности, необходимо соединение с низкой задержкой сигнала. Поэтому глобальным игрокам нужно создать методы защиты данных, соответствующие требованиям национальных структур.
Региональные операторы также обсудили свое место в этой схеме. Так, они обладают значительным преимуществом благодаря глубокому пониманию своего рынка и умению работать с местными регуляторами. И национальные структуры, ответственные за создание суверенной космической системы, таким операторам зачастую доверяют больше. Это же касается и бизнеса: международные компании не смогут эффективно действовать на локальных рынках без местных партнеров хотя бы потому, что во многих странах они просто не получат лицензию.
При этом классический спутниковый широкополосный доступ (ШПД) развивается в основном в рамках государственных программ по подключению удаленных регионов. Операторы считают это направление надежным бизнесом, т.к. правительства осознают важность обеспечения всех жителей доступом к современным информационным технологиям.
Спутникостроители солидарны
Изготовители космических аппаратов, как признанные игроки с почти полувековой историей, так и молодые стартапы, тоже поговорили о госзаказе и суверенных орбитальных группировках.
Airbus, Leonardo Space и Thales Alenia Space в конце октября весьма серьезно усилили свои позиции, подписав Меморандум о взаимопонимании, направленный на объединение своих космических направлений в новую компанию. Совместное предприятие заявлено как основа для экосистемы, которая позволит стартапам и небольшим инновационным фирмам активно внедрять свои разработки наравне с крупными игроками. Но вне всяких сомнений, объединенный кластер по созданию космической техники станет едва ли не единственным претендентом на европейские заказы. Что, конечно же, не помешает стартапам развивать инновации. Но доминирование на европейском рынке не единственная и не главная причина объединения: новый игрок должен составить конкуренцию американским гигантам, в первую очередь – SpaceX.
Boeing, Maxar и MDA Space уже создают многоорбитальной и мультифункциональной системы для МО США. Для большей эффективности Maxar официально оформляет положение дел, фактически существующее в компании с 2023 г., а именно разделяется на две независимые фирмы с разными задачами и инвесторами, а также независимым управлением. Maxar Space Systems, подразделение по производству КА, теперь называется Lanteris Space Systems. А Maxar Intelligence, занимающаяся обработкой данных ДЗЗ, называется Vantor.
Суверенная связь – тоже хорошая возможность для разработчиков. Правда, здесь «первую скрипку» намерены играть стартапы – сравнительно недавно образованные компании, рассчитывающие на нестандартные решения.
Swissto12 – уже признанный поставщик малых геостационарных КА, имеющий заказы от таких операторов как Intelsat (SES) и Viasat – видит здесь хороший рынок для своих платформ. Для AscendArc заказы на суверенные системы – это возможность заявить о себе и своих технологиях. Эта компания анонсировала амбициозные планы: тяжелый коммуникационный аппарат по цене малого. Один заказ от оператора KTSAT (подразделение Korea Telecom) у компании уже есть. ReOrbit с концепцией спутника как программного ядра с последующей подгонкой всех характеристик вплоть до подбора комплектующих продвигает идею суверенной космической сети как услуги.
Крупные игроки, например, Boeing, намерены предложить архитектуру платформы, позволяющей на одном КА реализовать несколько независимых суверенных систем.
Нелинейное видео и широкополосный доступ
Еще одна обсуждаемая тема – нелинейное видео. Классическое спутниковое ТВ сегодня демонстрирует падение примерно на 5% в год, но с другой стороны — нелинейное видео остается самым востребованным сервисом и самым мощным генератором трафика в коммуникационных сетях. Реализовать такую услугу можно только с привлечением НГСО-группировок, но тут возникает опасение, что они не смогут обеспечить необходимую пропускную способность, особенно в точках локального повышенного спроса. Поэтому для эффективной работы сервиса по распространению нелинейного видео требуется гибридная мультиорбитальная система.
Традиционный пользовательский ШПД – не самый прибыльный бизнес, но требует значительных инвестиций. Прибыль от этого направления можно ожидать скорее в рамках государственных программ по подключению удаленных регионов. В то же время, корпоративный ШПД с гарантированными характеристиками является стабильным источником дохода. Приемлемые показатели обеспечивают только КА сверхвысокой пропускной способности (VHTS). Запуск такого аппарата готовит Viasat, и уже после конференции на мыс Канаверал был доставлен второй КА VHTS серии ViaSat-3. После ввода в эксплуатацию в 2026 г. он обеспечит пропускную способность 1 Тб/с на обоих американских континентах. Первый аппарат ViaSat-3 из-за неисправности антенны функционирует не на полную мощность.
Сеть как одно целое
SES в свою очередь наладил партнёрство со стартапом по производству спутников K2 Space и планирует строить сеть как единое целое, а не как простую совокупность КА на разных орбитах.
«Сеть сетей» «meoSphere» объединит все активы оператора, включая европейскую группировку IRIS², в гибкую программно-определяемую систему.
Стартапам не нужны мегафабрики
Вместе с тем все разработчики так или иначе рассчитывают на рынок геостационарных спутников, который, по общему мнению, в ближайшее время должен обозначить рост. Для того, чтобы ГСО-аппараты проявили свои сильные стороны – относительно низкую цену переданного бита и возможность оперативно охватить услугами большую область – необходимо снижать их стоимость и соблюдать жесткие сроки поставки. А это требует коренной реорганизации и модернизации производства. Поэтому компании внедряют цифровизацию и искусственный интеллект, широко применяют 3D-печать.
Крупные игроки стараются максимально сосредоточить у себя производство всех агрегатов и комплектующих и расширить его. А вот стартапы демонстрируют совсем другой подход. Мегафабрика, несомненно, позволяет снизить стоимость единицы продукции, но вложения в нее крайне сложно отбить, поскольку стартапам вряд ли достанутся заказы на тысячи космических аппаратов, масштабы будут гораздо скромнее. К тому же, надо быть готовым организовать или перенести производство в страну заказчика, что тоже проще сделать с небольшим заводом.
Новые носители трансформируют рынок
Пусковой сектор ожидает трансформация в связи с вводом в эксплуатацию новых носителей, в том числе тяжелого и сверхтяжелого класса. SpaceX провел первый успешный пуск Starship, а Blue Origin запустил New Glenn. Arianespace и United Launch Alliance уже начали эксплуатировать свои РН Ariane 6 и Vulcan. Активное развертывание НОО-мегагруппировок потребует увеличения частоты запусков, и многоразовость – способ достичь высокого темпа. SpaceX планирует сделать Starship полностью многоразовым, Blue Origin разрабатывает многоразовую ступень для следующей модификации New Glenn. Northrop Grumman создает свою ракету Eclipse уже с прицелом на многоразовое использование. Также много внимания уделяется адаптируемости РН под разные задачи – в первую очередь под запуски на разные орбиты.
Участники ракетной сессии считают, что малые РН не составят конкуренции по цене килограмма на орбите, а оперативность запуска провайдеры тяжелых носителей будут стараться обеспечить, например, выводом попутных полезных нагрузок.
Помимо снижения цены и повышения частоты запусков появление нескольких новых носителей позволит операторам реализовывать гибкую пусковую политику, подстраховываясь на случай форс-мажоров, отмен и аварий. В условиях, когда отложенный на два-три месяца запуск – это немалые потерянные оператором деньги, такая возможность может стать серьезным рыночным преимуществом.
11/11/2025 Аналитика