Почему операторы практически не страхуют космические аппараты

Почему операторы практически не страхуют космические аппараты

По мере роста спутникового рынка все больше операторов решаются на запуск космических аппаратов без страховки. Чтобы компенсировать риски, компании снижают себестоимость спутников и запускают их чаще и быстрее, что создает порочный круг: дешевые КА легче разрушаются и добавляют новых обломков. Почему так происходит — в материале SATCOMRUS.

Автор статьи на Space.com вспоминает яркий случай: 19 октября 2024 года пассажиры самолетов, которые пересекали Индийский океан и смотрели в иллюминаторы, могли увидеть то, что напоминало быстро движущуюся звезду. Она внезапно вспыхнула и погасла — над их головами взорвался спутник стоимостью $500 млн. Оператор подтвердил разрушение Intelsat‑33e двумя днями позже. Обломки из как минимум 20 частей теперь летают на орбите Земли вместе с другими 14 тыс. тонн космического мусора. Спутник не был застрахован.

В основе проблемы лежат два противоположных вектора: цена за запуск КА падает, а стоимость их страхования продолжает расти. Низкая околоземная орбита, где находятся большинство спутников связи, становится все более загруженной. 2023 год стал худшим за всю историю рынка: страховщики столкнулись с исками о возмещении убытков на сумму более $500 млн. 2024 год может оказаться еще хуже. По состоянию на лето 2025 года, над Землей находятся более 12,5 тыс. спутников, но только около 300 из них застрахованы от аварий на орбите.

Европейские операторы по закону обязаны страховать свои аппараты, что ставит их в невыгодное положение по сравнению с Индией, Китаем, Россией и США. При этом американским компаниям, таким как SpaceX, удалось снизить стоимость запусков за счет многоразовых ступеней ракет. Например, стоимость запуска европейской ракеты Ariane 6 будет составлять от $80-120 млн, тогда как полет на Starship от SpaceX оценивается в $2–10 млн.

Модель страхования в отрасли во многом копирует авиационную, но выплаты для космоса в 10–20 раз выше. Спутник на НОО обычно требует покрытия в $0,5–1 млн, тогда как на ГСО эта цифра составляет уже $200-300 млн. Корень проблемы заключается в том, что при повреждении КА почти невозможно определить виновника. В случае пожара в доме или аварии автомобиля страховщики направляют экспертов для расследования, но в космосе это сделать нельзя.

Страхование ответственности тоже проблематично: сложно понять, взорвался спутник из‑за внутреннего дефекта или столкнулся с обломком. А во втором случае почти невозможно установить источник фрагмента. Инженер космических систем и профессор Университета Стратклайда в Великобритании Массимилиано Вазиле считает, что рынок движется к введению юридической ответственности для любого оператора, который создает мусор на орбите. Он отмечает: «Нужно, чтобы правительства установили правила, как для автомобильного движения или судоходства».

Наихудший сценарий — синдром Кесслера, каскадный эффект, при котором разрушение нескольких космических аппаратов приводит к уничтожению всего на орбите. Некоторые ученые полагают, что мы уже движемся к этому, пусть очень медленно, и что мы достигли той стадии, когда затраты на очистку космоса значительно превышают выгоды. И без чёткого свода правил будущие запуски спутников и сами космические полёты могут стать невозможными.


30/07/2025 Аналитика
Подпишитесь на рассылку новостей индустрии
Или следите за новостями в telegram

Заявка успешно оформлена!

Пользователь успешно зарегистрирован!
Ничего не найдено