Влияние «якорного» заказчика и консолидация традиционных игроков: тренды космической экономики в 2024 году

Влияние «якорного» заказчика и консолидация традиционных игроков: тренды космической экономики в 2024 году

Консалтинговая компания Novaspace собрала ключевые показатели глобальной космической экономики за 2024 год. Что повлияло на индустрию и какие тенденции имеют долгосрочные перспективы — в материале SATCOMRUS.

Инновации и рыночные сдвиги

По прогнозам Novaspace, объем космической экономики вырастет с $596 млрд в 2024 году до $944 млрд к 2033 году. После десятилетия роста сектор консолидируется на фоне глобальной конкуренции и избыточного предложения, а новые игроки меняют традиционные стратегии. Так, развиваются инновационные бизнес-модели и технологии, например, услуги D2D (Direct-to-Device, модель прямой спутниковой связи со смартфонов).

Все большее влияние на сферу оказывает коммерческий сектор, при этом иногда наблюдается хрупкая взаимозависимость между «молодыми» участниками. Приток частного капитала сохраняется: особое внимание уделяется инвестициям на ранней и поздней стадиях.

Растущая роль «якорного» государственного заказчика

Однако объем частных инвестиций, который зачастую считается одним из важнейших показателей состояния индустрии, снижается уже третий год подряд. После $18 млрд в 2021 году это значение упало до $8 млрд в 2023 году и до 5,9 млрд — в 2024-м. Тенденция сопровождалась проблемами в секторе «new space» в целом и у конкретных компаний: например, Virgin Orbit прекратила работу, а Momentus и Astra продемонстрировали неутешительные результаты деятельности. Подобные процессы усилили опасения по поводу долгосрочной рентабельности космических предприятий.

В то же время государственные инвестиции остаются ключевым фактором роста космической экономики: в 2023 году они достигли $117 млрд, а в 2024-м — $135 млрд. В США и ЕС расходы смещаются в сторону стратегических приоритетов, а Китай и Индия активно расширяют свои возможности и способствуют развитию частных экосистем.

D2D: большой потенциал и неопределенность

Зарождающийся рынок Direct-to-Device привлекает значительное внимание спутниковой индустрии. Первые услуги, например, инициатива Lynk Global по обмену текстовыми сообщениями в Палау, демонстрируют потенциал технологии для улучшения коммуникаций, особенно в отдаленных регионах и во время чрезвычайных ситуаций. По оценкам Novaspace, годовой доход рынка D2D может составить около $6 млрд к 2032 году.

Но вместе с тем эта сфера сталкивается с рядом проблем, касающихся регулирования спектра, стоимости и неопределенности потребительского спроса. Несмотря на все трудности, такие компании как AST SpaceMobile, SpaceX и Iridium развивают партнерские отношения и создают прототипы, стремясь в ближайшие годы предложить более широкий спектр возможностей в рамках D2D, в том числе передачу голоса и данных. Эксперты отрасли сохраняют оптимизм по поводу технологии, указывая на конвергенцию мобильных сетей и спутниковых систем как на ключевой фактор будущего развития.

SpaceX и расширение деятельности

Услуги Starlink от SpaceX расширяются за счет новых приложений, что открывает дополнительные точки роста. Также благодаря Starship корпорация Илона Маска уменьшит затраты на запуск. Это станет возможным за счет полностью многоразовой сверхтяжелой ракеты-носителя.

Кроме того, снижение SpaceX стоимости доступа в космос выгодно и другим операторам, отправляющим свои КА на орбиту с помощью Starship, и в конечном счете, повысит экономическую целесообразность будущих поколений группировок.

Консолидация: адаптироваться, чтобы выжить

По мере развития отрасли консолидация становится все более распространенной тенденцией. Игроки из разных секторов используют стратегии вертикальной интеграции для повышения операционной эффективности, снижения затрат или диверсификации направлений работы. Это особенно заметно в сфере спутниковой связи, где предприятия совершают значительные сделки — примером может служить слияние SES с Intelsat или приобретение Viasat компании Inmarsat.

В секторе изготовления аппаратов традиционные производители сталкиваются с ростом сетей на НГСО и альтернативных КА на ГСО небольших размеров. Это является существенным вызовом устоявшемуся доминированию услуг с ГСО. Чтобы сохранить конкурентоспособность, производители все чаще рассматривают возможность слияний и поглощений. А Boeing, Airbus и ULA и вовсе отказались от космической деятельности из-за неутешительных результатов.

В то же время средние предприятия приобретают компании, стоящие ниже в цепочке поставок, чтобы расширить свои предложения. Например, Planet купила Sinergise, а Maxar — Aurora Insight. Такие сделки позволяют организациям лучше контролировать процессы, снижать зависимость от дистрибьюторов, а также реагировать на сбои и меняющуюся обстановку на глобальном рынке.

Будущее космической экономики — во владении инфраструктурой?

Долгосрочная динамика конкуренции между консолидированными традиционными игроками и гигантами вроде SpaceX и Amazon сформирует облик космической экономики. Это также определит не только тех, кто возглавит коммуникационную экосистему — от облачных сервисов до инфраструктур передачи данных, таких как группировки спутников на НОО и подводные кабели, — но и то, в какую сторону будет развиваться сектор мобильной связи, включая область D2D и 5G, где бесперебойная интеграция и координация будут иметь решающее значение.


23/01/2025 Аналитика
Подпишитесь на рассылку новостей индустрии
Или следите за новостями в telegram

Заявка успешно оформлена!

Пользователь успешно зарегистрирован!
Ничего не найдено